Новости, политика, экономика, общество
В ясный и солнечный день 1 июля 1960 года американский самолёт-разведчик RB-47 по вине своего командования, пл

Как советский капитан положил конец наглости пилотов США. Эффект Василия Полякова.



В ясный и солнечный день 1 июля 1960 года американский самолёт-разведчик RB-47 по вине своего командования, плохо знавшего географию вкупе с историей (уже и в те времена начала прослеживаться эта тенденция в США), нарушил советскую границу в районе Кольского полуострова, несмотря на то, что с момента уничтожения над территорией СССР самолёта U-2 Пауэрса прошло ровно два месяца.

Шесть членов американского самолёта даже и не подозревали, что четверо из них выполняют последний свой полёт в вечность, сунувшись к «советскому мысу Святой Нос, чтобы получить по своему грешному носу» (слова Хрущёва).

Ошибка американского командования при планировании разведывательной операции заключалась в маленьком нюансе - они не учли (а, возможно, сознательно проигнорировали) тот факт, что советская сторона определила морскую границу декретом, подписанным ещё Лениным, по линии мыс Святой Нос – мыс Канин нос.

В данной зоне ответственности советской ПВО в тот день на дежурстве находились два самолёта-перехватчика: МиГ-19 и Су-9. В воздух был поднят МиГ-19, управляемый капитаном Василием Поляковым, с заданием обнаружить визуально цель и установить бортовой номер самолёта (по утверждению Леонида Гомзякова, служившего в то время в штабе ПВО Кольского полуострова).

На тот момент весь мир только начал переваривать скандал со сбитым американским самолётом Фрэнсиса Пауэрса – Никита Хрущёв рвал и метал, обвиняя американцев во всех возможных смертных грехах. СССР и США находились в напряжённых отношениях, готовых в любой момент перерасти в ядерную войну. Поэтому не удивительны разговоры о простой визуальной фиксации американского самолёта и установления его бортового номера.

Самолёт-перехватчик предназначен для того, чтобы быстро настичь, обнаружить и уничтожить воздушного нарушителя государственной границы, если нарушитель отказывается выполнять его команды.

Причём времени на длительные раздумья у пилота на перехватчике абсолютно нет – запас топлива сильно ограничен только условиями выполнения поставленной задачи. Лётчик должен в короткий промежуток времени выполнить задачу, чтобы иметь возможность вернуться на базу. Но в любом случае, для пилота главное – выполнить боевую задачу, а возвращение на базу задача второстепенная и не совсем обязательная. Такова судьба всех лётчиков ПВО…

В подтверждение вышесказанного приведу такой факт – капитан Поляков, чтобы сэкономить время не стал надевать высотный костюм (на эту операцию уходило ШЕСТЬ МИНУТ), потому что главное – выполнить задание, а за ценой мы не постоим…

Поляков, обнаружив американский самолёт-разведчик, доложил своим отцам-командирам, что американцы совершенно не реагируют на манёвры советского истребителя, и настойчиво потребовал дальнейших указаний.

И вот с этого момента началось самое интересное…

Никто из советских генералов не желал становиться зачинщиком третьей мировой войны, поэтому все начали лихорадочно думать, какие действия предпринять в данной ситуации. А учитывая то, что у тех, кто думал, на плечах были очень большие звёзды, которые они не хотели потерять, решение на отдачу приказа лётчику повисло в воздухе…

В отличие от командиров, четыре капитанские звёздочки не мешали Василию Полякову трезво оценивать ситуацию, в которой он оказался: если в ближайшие пару минут он не получит конкретного приказа на уничтожение американского самолёта или возвращения на базу, то ему, скорее всего, придётся искупаться в море, потому что топлива, чтобы дотянуть до своего аэродрома, наверняка не хватит.

От перспективы купания в водах Баренцева моря, температура воды в котором на данный момент не превышала пяти градусов, капитан Поляков был не в восторге, поэтому выждав максимально возможное время и не получив на свои неоднократные запросы конкретного приказа, советский лётчик взял всю инициативу в свои руки – расстрелял американский самолёт парой очередей из двух 30-мм пушек, выпустив в него 111 снарядов.

RB-47 загорелся и рухнул в море. Капитан Поляков доложил, что цель уничтожена, и он возвращается на свой аэродром…

Капитан Поляков, 1960 год.

 

Немой сцене на командном пункте ПВО, последовавшей за таким неожиданным сообщением, мог бы позавидовать сам Гоголь – все были в шоке! Уверен, что больше боялись не возможного начала третьей мировой войны (это был бы не самый худший вариант для командования в данном случае), а потери своих «тёплых» генеральских должностей с возможным трибуналом из-за самовольства какого-то капитана.

Если бы Поляков мог моментально вернуться на свой аэродром, то его, скорее всего, отцы-командиры порвали бы на куски, но несколько минут, которые ему понадобились для возвращения, спасли его от возможного рукоприкладства.

Когда МиГ-19 Полякова коснулся бетонки, расправляться с ним было некому: одни с сердечным приступом пили валерьянку и сосали валидол, а другие уже поломали от злости зубы – рвать на куски инициативного капитана было некому и нечем.

Если информация о том, что Поляков после своего возвращения был сразу арестован, не подтверждается, то о попытке командования свалить всю вину на него, есть документальное подтверждение в рапорте на имя главнокомандующего ПВО: «ДЕЙСТВИЯ КАПИТАНА ПОЛЯКОВА БЫЛИ ВЫЗВАНЫ ЛИЧНОЙ НЕНАВИСТЬЮ К АМЕРИКАНСКИМ АГРЕССОРАМ».

Но такой бред можно было ещё написать своему командованию. А вот как докладывать ТОТ ФАКТ хозяину в Кремле, что решение на уничтожение самолёта принимал капитан Поляков самостоятельно? Ведь Никита может задать резонный вопрос, А НА ХРЕНА ТОГДА ВЫ ВСЕ МАРШАЛЫ И ГЕНЕРАЛЫ НУЖНЫ, ЕСЛИ ЗА ВАС ДУМАЕТ КАПИТАН? Да, задал задачку капитан Поляков своим командирам…

Пока генералы ломали свои головы, что делать с Поляковым, Хрущёв на пресс-конференции 12 июля 1960 года сказал, что американский самолёт нарушил государственную границу СССР, поэтому и был уничтожен.

Когда же Хрущёв поинтересовался у маршала Малиновского: «А где же наш герой?», тот поначалу даже и не понял, о ком идёт речь, так как такой вариант в отношении Полякова даже не рассматривался! А маршал Бирюзов, услышав, что Хрущёв расхваливает лётчика ПВО, льстиво заметил: «Никита Сергеевич, а у нас ВСЕ ТАКИЕ!» Чем доставил неслыханное удовольствие генеральному секретарю – с такими парнями мы всем покажем кузькину мать!..

Капитан Василий Поляков был награждён орденом Красного Знамени, а американские лётчики навсегда усвоили, что нужно бояться не столько советских генералов, сколько простых советских лётчиков, способных на экспромт в любой ситуации. Кстати, за время «холодной» войны число погибших американских пилотов в аналогичных инцидентах составило 150 человек…

…Во время очной ставки с одним из уцелевших американских пилотов, Василий Поляков захотел курить и достал пачку сигарет. Американец вынул из кармана зажигалку и попытался дать прикурить Полякову, но тот отстранился от него.

Советский офицер, демонстративно достав из кармана коробок со спичками, дал понять американцу: не тебе давать мне прикуривать – я не только сам это умею делать, но и таким как ты уже дал прикурить!.

Источник


Источник: Как советский капитан положил конец наглости пилотов США. Эффект Василия Полякова.
Опубликовал:
Теги: история отношение море война США авиация самолёты вмс сша МиГ-19 нарушение границы

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Алексей Алексей
Вечная проблема.Все хотят быть в шоколаде и никто не хочет принимать решения и брать на себя ответственность.
Николай Давиденко
Это известная особенность человеческой природы, и она присуща не только нашему времени.
Валерий Гузенко 
Всегда можно сослаться , на плохую связь ! Но с умыслом ....
Валерий Виноградов 
Шла война, пусть и "холодная", но война. А на войне все средства хороши для выполнения боевой задачи. А боевая задача для частей противовоздушной оборона была такая - не допустить неразрешенные полеты иностранных воздушных судов над территорией СССР. Для этого и были созданы в начале 60х годов Войска противовоздушной обороны страны как вид ВС СССР, наряду с СВ, ВВС и ВМФ. Все компоненты ВПВО страны - истребительная авиация, ЗРВ и РТВ несли круглосуточное боевое дежурство. Можете себе представить в каком напряжении были летчики, сидевшие в дежурных самолетах на аэродромах, операторы пусковых установок зенитных ракет в 1 минутной готовности, солдат и офицеров частей радио, радиотехнической и радиолокационной разведки, которые вели круглосуточное постоянное непрерывное наблюдение... Сбивали и гражданские самолеты - в 1978 году южнокрейский боинг 747 Париж-Анкоридж-Сеул над кольским п-вом, в сентябре 1993 года южнокрейский боинг 747 анкоридж-сеул над охотским морем. Как они оказались над полигонами Баренцева моря и Охотского до сих пор идут споры. Но повторюсь, война есть война... Кстати, про реверанс в сторону больших звезд... На центральном командном пункте ВПВО круглосуточно посменно дежурили генералы, а за их действиями тоже посменно следили офицеры КГБ. Шла война, и было не до песен Высоцкого..
Михаил Сухоруков 
Послушайте песню Володи Высоцкого "ЯК ИСТРЕБИТЕЛЬ"
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Василий Цымбал: как советский летчик-лихач унизил пилота НАТО
Василий Цымбал: как советский летчик-лихач унизил пилота НАТО
17
Авто-Тема 07:41 24 янв 2019
Эх ,зря ты вмешался, товарищ капитан.
Эх ,зря ты вмешался, товарищ капитан.
15
Ваши новости 17:02 29 июл 2018
Что лучше для квартиры, паркетная доска или ламинат? Что лучше для квартиры, паркетная доска или ламинат?
Пикирующая смерть. Как летчик Василий Раков потопил немецкий крейсер
Пикирующая смерть. Как летчик Василий Раков потопил немецкий крейсер
3
Авто-Тема 21:59 08 фев 2019
«Русский самурай»: чем разведчик Василий Рябов поразил японцев
«Русский самурай»: чем разведчик Василий Рябов поразил японцев
50
Авто-Тема 07:28 13 фев 2019
Про Василия Ивановича, Петьку и Единую Россия и др. Анекдоты от Михалыча.
Про Василия Ивановича, Петьку и Единую Россия и др. Анекдоты от Михалыча.
12
Мужской журнал 14:09 22 янв 2018
Распечатайте и положите в бардачок!
Распечатайте и положите в бардачок!
23
Мужской журнал 10:02 17 май 2018
Польская наглость
Польская наглость
6
Ваши новости 05:00 29 янв 2018
Монголия помогла Советскому Союзу больше, чем США
Монголия помогла Советскому Союзу больше, чем США
94
Мужской журнал 09:02 28 апр 2018
Как советские солдаты сбивали немецкие самолёты из винтовок
Как советские солдаты сбивали немецкие самолёты из винтовок
10
Авто-Тема 14:32 20 янв 2019
Операция «Кама», или Как советские подводники американцев перехитрили
Операция «Кама», или Как советские подводники американцев перехитрили
13
Мужской журнал 09:01 14 июл 2018
Что в 1945 году обнаружили у берегов Антарктиды советские подлодки
Что в 1945 году обнаружили у берегов Антарктиды советские подлодки
16
Мужской журнал 09:01 22 дек 2018
"Цирк": Немецкая фигуристка решила словесно унизить русских спортсменок, поскольку не может их победить на льду
"Цирк": Немецкая фигуристка решила словесно унизить русских спортсменок, поскольку не может их победить на льду
0
Ваши новости 12:45 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства