Новости, политика, экономика, общество
<p><img src="//s.mediasalt.ru/cache/content/data/images/85/85093/original.jpg" width="650" height="434"alt=""

Что было бы с СССР, если бы не было Горбачева



«Такую страну развалил!» – в подобном духе сегодня общественность оценивает итоги горбачевской Перестройки. Но попробуем представить, что Михаил Горбачев не добрался до вершины власти. Был ли шанс у СССР сохраниться в прежнем формате при другом лидере?

Заложники стабильности

На момент прихода к власти Михаила Горбачева СССР все еще казался крепкой державой со стабильной экономикой. Но это на первый взгляд. Руководство страны не могло не настораживать, что эта стабильность достигалась за счет рекордных доходов от продажи углеводородов, которые к 1980 году составляли 67% союзного бюджета. Но даже при таких благоприятных факторах к началу 1980-х СССР сталкивается с дефицитом отдельных товаров и услуг.

Не в последнюю очередь к этому привели недостатки плановой экономики, приведшие к низкой производительности труда (в 5 раз ниже, чем в Германии, США или Канаде). Легкая промышленность и сельское хозяйство не успевали удовлетворять растущие запросы населения. Товарный голод привел к проблеме очередей.

Уже с конца 1970-х недостаток продуктов питания на прилавках государство пытается компенсировать увеличением производства товаров низкого качества (например, колбасы с добавлением воды и крахмала). Растут цены, а вместе с ними – экономическая коррупция и преступность.

Но беда не приходит одна. Начинаются волнения в странах соцлагеря, и Советский Союз вынужден наращивать экономическую помощь государствам, входящим в Совет экономической взаимопомощи. Огромную брешь в бюджете страны пробивают военные расходы, особенно после введения войск в Афганистан. СССР, обладая почти втрое меньшим объемом ВВП, чем США, с трудом пытается удерживать военный паритет с Пентагоном. Совсем некстати начинают падать цены на нефть.

Неизбежность

Многие признают, что кризис 1980-х вынуждал власти в срочном порядке приступать к реформам, причем не только экономическим, но и политическим. В 1985 году они были уже запоздалыми. Кто бы ни находился у власти вместо Горбачева, выбор он имел ограниченный: либо глобальные перемены, способные расшатать устоявшуюся государственную систему, либо попытка силовым способом удержать власть партократии. Однако и тот, и другой путь практически неизбежно вел к краху всей коммунистической системы.

Горбачев выбрал первый вариант – Перестройку. Он декларировал гласность, разрешил кооперацию, прекратил холодную войну, позволив тем самым не только снизить военные расходы, но и привлечь международную помощь, писала журналист Елена Селиванова. По ее словам, Перестройка смогла лишь смягчить удар и стать основой для последующей либерализации экономики. Но поскольку резервов у страны не было, принятых мер оказалось недостаточно для предотвращения банкротства СССР.

Доктор политических наук профессор РАН Олег Барабанов отмечает, что в контексте сложившейся обстановки ключевым вопросом является, могло ли быть ускорение без Перестройки? "Увлекающаяся натура Горбачева, деятельность его ближайших соратников и помощников (Яковлева, Шахназарова и других), подталкивавших его к реформам, видимо, делали политическую перестройку неизбежной», – заключает Барабанов.


Андропов

Первым необходимость перемен признал Юрий Андропов. Меньше чем за год пребывания у власти он сумел укрепить трудовую дисциплину, усилить борьбу с коррупцией и ужесточить внешнюю политику. Причем он не собирался отказываться ни от руководящей роли партии, ни от противостояния Западу.

Многие сегодня воспринимают Андропова как идеального советского лидера, способного проводить успешные реформы. Но смог бы Советский Союз повторить экономическое чудо Китая? На этот вопрос ответить трудно. По крайней мере мемуары помощников Андропова свидетельствуют о серьезных намерениях генсека.

Представим, что здоровье Андропова не подвело, и он остался у власти. Экономисты говорят, что Андропов, хорошо знавший изьяны советской хозяйственной системы, начал бы структурные изменения наподобие горбачевской Перестройки. Однако, как более жесткий управленец, он все бы делал гораздо последовательно.

Что бы нас ожидало? Скорее всего, улучшение результатов, достигнутых при его недолгом правлении. Напомним, что по итогам 1983 года выросли по сравнению с 1982 годом промышленное производство (на 4%) и производительность труда (на 3,5%), а товарооборот увеличился на 8 миллиардов рублей.

Политологи не исключают, что для достижения своих целей Андропову пришлось бы организовать внутренний переворот, уничтожив коллективное управление. В противном случае любые непопулярные меры встречали бы противодействие соратников по партии. Бывший глава КГБ уж точно бы не стал искать консенсус, как это делал Горбачев.

Публицист Арсений Замостьянов настаивает, что все реформы Андропова носили бы консервативный характер. И если бы он прожил еще хотя бы лет пять, то подготовил бы себе преемника, но не Горбачева, которого к тому времени сумел бы раскусить, а, вероятно, Рыжкова, Лигачева или Воротникова, продолживших бы дело своего предшественника, полагает Замостьянов.

Во внешней политике Андропов последовательно продолжил бы давить на Запад и, скорее всего, нашел бы зеркальный ответ на развертывание американцами программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ). Учитывая ограниченность советского бюджета по сравнению с американским, гонка вооружений заставила бы Андропова перераспределить статьи доходов в пользу развития оборонного комплекса, возможно, в ущерб социальной сфере.

Метод закручивания гаек на какое-то время позволил бы навести в стране порядок, покончить с брожением умов и изолировать СССР от западного влияния. Но надолго ли бы хватило андроповского единовластия? Как мы знаем любая диктатура рано или поздно приводит к прямо противоположному результату.




Черненко

В начале 1984 года на посту генсека Андропова сменил Константин Черненко. Однако и ему не суждено было долго продержаться у руля государства. Он зарекомендовал себя крепким аппаратчиком, который еще во времена Брежнева довольно успешно руководил всей внутренней жизнью ЦК.

Если бы его здоровье не подкачало, то, вероятно, мы бы вернулись к периоду брежневского застоя, страна не испытывала бы потрясений в результате внутренней и международной политики. Ретроград и традиционалист Черненко тем не менее не чуждался новаторства. Именно при нем стартовала масштабная реформа средней школы.

Наверняка Черненко продолжил бы начинания Андропова по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями. На эту мысль наводит его отказ реабилитировать бывшего министра внутренних дел Николая Щелокова, отправленного Андроповым в отставку.

Скорее всего, Горбачев при здоровом Черненко не получил бы такого влияния в ЦК и не был бы рекомендован на высший руководящий пост. Взвешенная политика Черненко, лишенная горбачевского либерализма и андроповского авторитаризма, имела, пожалуй, больше шансов продлить жизнь СССР, хотя бы еще на несколько лет.

Романов

После смерти Черненко на место советского лидера прочили первого секретаря Ленинградского обкома партии Григория Романова, но Горбачев к тому времени уже сумел завоевать доверие практически всего Политбюро.

Чего можно было ждать от Романова, займи он высший пост? Он был настоящим профессионалом, обладал хорошими организаторскими способностями, умел довести порученное дело до конца. Жесткий и требовательный, Романов являлся убежденным сторонником усиления военно-промышленного комплекса, хотел оживить советскую экономику, форсируя темпы инноваций.

Политический курс Горбачева был для него неприемлем. «Он – родоначальник катастрофы. Да он сам – катастрофа, невежественный крестьянин, которого нельзя было пускать в большой город», – высказывался о Горбачеве Романов.

Если бы в знаменательный мартовский день 1985 года к власти пришел Романов, то в Советском Союзе не начались бы реформы, а Восточная Европа осталась бы под властью коммунистов, полагает профессор политологии из Оксфордского университета Арчи Браун. А директор вашингтонского Института им. Дж. Кеннана Блэр Рубл считает, что альтернативный «романовский» СССР напоминал бы «брежневский режим на стероидах».

Кроме достоинств лидер ленинградских коммунистов имел и недостатки. Он был крайне надменным и нетерпимым к инакомыслию, его обвиняли в антисемитизме и излишнем пристрастии к спиртному. Его не могли терпеть в Политбюро. Там предпочли харизматичного Горбачева, считая, что на него будет легче влиять.

В СССР не верим

За кризисом власти в СССР пристально следили за океаном. Американские политики, сделавшие ставку на Горбачева, отмечали его готовность идти на решительные и даже непопулярные меры. В недавно рассекреченном докладе ЦРУ о деятельности Горбачева говорилось следующее: его «атака на неэффективность и коррупцию» способна радикально изменить к лучшему обстановку в стране; это рискованный курс, но в краткосрочной перспективе его шансы оцениваются неплохо. Впрочем, «усилия по ускорению экономического развития страны могут рикошетом ударить по самому Горбачеву», – резюмировалось в документе.

Незадолго до падения Горбачева 29 апреля 1991 года для президента США Буша-старшего был сделан еще один доклад. В нем прогнозировалось: «Утрата власти Горбачевым будет неизбежно связана с судьбой политической системы страны. Если власть захватят консерваторы, они будут искать пути сохранения империи и авторитарного правления жесткими методами. Без промедления подавят оппозицию, арестуют или ликвидируют ее лидеров, в частности, Ельцина».

Описывая дальнейший сценарий, аналитики утверждали, что в любом случае консерваторам будет сложно удержать власть в стране из-за отсутствия действенной программы преодоления нарастающих проблем и из-за внутреннего размежевания в стране. Попытка воссоздания Союза, скорее всего, обречена на провал, так как республики получат большую независимость и право идти своим путем.

Нужно отметить, что многие западные советологи не верили в сохранение СССР еще до прихода Горбачева. Редактор международного отдела Financial Times Квентин Пил считает, кто бы не возглавил государство в 1985 году, «ему пришлось бы столкнуться с тем же кошмарным сочетанием экономических факторов, что и Горбачеву, – падением цен на нефть, безнадежной неэффективностью сельского хозяйства и последствиями хронического недофинансирования всех секторов, кроме военно-промышленного». Если бы в стране воцарился авторитарный режим, то, по мнению Пила, развал СССР проходил бы намного хаотичнее и сопровождался бы куда большим кровопролитием.

Источник: Что было бы с СССР, если бы не было Горбачева
© Русская Семерка russian7.ru


Источник: Что было бы с СССР, если бы не было Горбачева
Опубликовал:
Теги: Аналитика война вооружение здоровье СССР

Комментарии (42)

Yury Mezentcev 
Не если бы да кабы,а анализ исторической действительности. Однако, в статье не освещены исторические факты предательства Горбачёва. И фактической продажи СССР западным воротилам от экономики по дешёвке!!!
Валерий Гузенко 
Там не только он поработал ! Сотоварищи помогли !
Георгий Ситнянский
Противно слушать, когда люди, 70 лет проповедовавшие нам исторический материализм, говорят о предательстве и прочем. Сами же нас учили, что здоровую и жизнеспособную систему какие-то там пробравшиеся в руководство "враги" развалить не смогут. Вспоминается злая ирония Солженицына: "У вас бытие только тогда определяет сознание, когда вам выгодно, а когда невыгодно, так чтобы не определяло!" И потом, советское государство было просто помешано на госбезопасности - а настоящих врагов, выходит, прохлопало? Перефразируя Ленина (Падение Порт-Артура"): "Гроб повапленный - вот чем оказался Совок в области госбезопасности, этой наиболее близкой ему, так сказать, специальности".
Андрей Тавитов
Ситнянский, в Исраэле плохо дают историю марксизма-ленинизма-сталинизма. Ленин и Сталин предупреждали о недопустимости перерождения партийной бюрократии и боролись с такими чинушами. А "прохлопали госбезопасность", когда недобитый троцкист Хрущев, расправлявшийся с большевиками-ленинцами, подогнул под себя правоохранительные органы и в КГБ СССР появился Либерман-Андропов.
Георгий Ситнянский
Ну а почему же хвалёная сталинская ГБ прохлопала Хрущёва?
Андрей Тавитов
Ситнянский, повторяю: потому что недобитый троцкист Хрущев, расправлявшийся с большевиками-ленинцами, подогнул под себя правоохранительные органы и в КГБ СССР появился Либерман-Андропов. И вряд ли Хрущева "прохлопали" - не напрасно он подсуетился с отравлением Сталина и убийством Берии. Опередил результаты расследование причин катастрофы летом 1941-го и "дела врачей".
владимир шипулин 
сказать что статья тенденциозная,заказная...-не сказать ничего. Впрочем для нынешнего, ЕГЭшного плебса сойдёт.Проглотят и даже цитировать будут. На самом деле говорить о том,что СССР столкнулся с какими то огромными,экономическими проблемами,просто бред.СССР был вполне самодостаточным государством и мог существовать сколь угодно долго,если бы не внешнее вмешательство.Впрочем оно привело к тому,что воспиталось внутреннее предательское поколение бюрократов.Которые получив привелегии,желали их увеличить.Увы,но такова натура человека.Недаром основной задачей социализма считалось воспитание человека новой фармации,без чего невозможно было построение коммунизма. Увы даже социализм построить не смогли.Точнее не захотели ибо переход к социализму автоматически означал бы конец партократии. Таким образом крах СССР был обусловлен не экономическими проблемами,которых,по сути дела,и небыло,а именно ренегатами пришедшими к власти.И в первую очеред это допустил именно андропов.Враньё что он хотел усилить противостояние с западом (читай капитализмом).Андропов и начал слом социалистической (будем называть её так) системы.При нём в питере была создана группа младореформаторов во главе с чубайсом,которую курироавл калугин,позднее сбежавший в США.Именно андропов вытащил в политбюро горбачёва... А учитывая должность андропова,с уверенностью можно говорить о том,что он не мог не знать кто и какой есть горбачёв. Стоит ,так же,обратить внимание на тот факт,что ЗВР СССР исчезли очень быстро и без шумно,кто мог провернуть такую операцию как не КГБ? В общем всё указываает на то,что СССР и социалистическую систему разваливали целенаправленно,долгие годы.Для этого была подготовлена внутрисоветская ренегатская прослойка в партии.В купе с приспособленцами и карьеристами они способствовали тому,что СССР рухнул.
Павел Федосов 
Согласен с Вами, сразу по слогу и манере видна советская школа (образование). Конечно страну развалили внутренние предатели от власти и это даже не подлежит обсуждению. И в доказательство этого можно пофантазировать на тему "а если бы у власти стояли преданные стране люди". Что бы было тогда? То, что экономику надо было реформировать - это ясно, но как? Какая ситуация была в стране? СССР обладал весьма не слабым золотовалютным резервом, рубль имел реальное обеспечение и весьма не плохую цену. Природные ресурсы- никто в мире такими богатствами не располагал,даже рядом не стояли! Образование- 99,9% населения имели шикарное образование и это подтверждалось даже нашими врагами, кругозор, смекалка, начитанность- усиливали его многократно! Промышленность- это отдельная история! Вспомните, как в процессе постройки трубопровода (не вспомню точно как назывался) запад перестал поставлять в СССР трубы сверхвысокого диаметра! В кротчайшие сроки СССР сумел наладить выпуск таких труб, причем не только для внутреннего употребления, а создал серьезную конкуренцию на внешнем рынке.Это говорит об определенных возможностях производственного сектора. Теперь давайте поговорим о военно-промышленном комплексе. Мне кажется не стоит даже упоминать, что и военная техника и космос это наш конек! Не стоит, я думаю, говорить и о том, что большая часть современной российской армии - это разработки СССР в том или ином виде! Но хотелось бы подчеркнуть, что при наличие "железного занавеса" все комплектующие производились внутри страны! Что такое импортозамещение - никто не знал! А это однозначно подтверждает развитость в стране всех сфер науки и промышленности! Да были в стране слабые места и предприятия НО! При правильном реформировании и даже при введении частной собственности, я считаю достаточным было отдать в частные руки все убыточные и отсталые предприятия, совхозы, те направления, которые были слабо развиты(например сферу обслуживания). В стране была, на тот момент уникальная возможность грамотно ввести частный бизнес! У государство была возможность во первых за счет бюджета на первых порах предоставить хорошие кредиты и налоговые льготы, а во вторых имея полный контроль над ресурсами, связью, энергетикой, всеми транспортными коммуникациями, над землей - регулировать отношения с частным бизнесом, контролировать и направлять его деятельность и развитие, а как следствие его становление!
владимир шипулин 
Согласен. Так и есть.Если вспомнить послевоенные годы,то трудности предперестроечного периода покажутся смехотворными. Промышленность нуждалась не столько в реформировании,сколько в грамотном управлении.Количество предприятий и качество оборудования позволяли жить абсолютно безбедно всей стране.И даже некое ,т.н. моральное устаревание оборудования,не означало кардинального отставания в технологиях.В этой связи достаточно вспомнить что трёх координатные станки с ЧПУ у нас покупали практически все развитые кап. страны.В том числе и япония,которые в электронике были впереди планеты всей. В общем если резюмировать всё,то ясно,что экономика и промышленность пришли к тому периоду,когда количественное превосходство СССР перед капитализмом,готово было перейти в качественное.Если бы это случилось,а это непременно случилось при грамотном руководстве,то вопрос о сверх державах можно было закрыть навсегда.
Александр Стародубцев 
Ну да станки покупались и при чем не только ЧПУ. Только вот зачем? Выкидывали они нашу "крутую и продвинут электронику" и ставили свою надежно работавший и доведенную до ума. А уж про эффективное управление промышленности лучше помолчать, это управление до сих пор аукается на оборонных предприятиях, без команды сверху сразу гайку в чертежах заменить не могут, а уж если поменять электросхему - зачем? Ведь до сих пор никто не жаловался. При чем отзывы собирать не желают. А кто мешал этим эффективным управленцы самим налаживать выпуск гражданской продукции на местах, не всем скопом как это было потом по команде сверху? Да у нас могли сделать хорошие вещи, но штучного при постановке на конвейер качество падало в разы, где там профессиональные образованные кадры восхваляемые в статье? Так что в основной своей массе мы шли ко дну меденно но верно.
владимир шипулин 
Во первых нужно не только читать,но и стараться понять прочитанное.Я ведь и писал о том,что руковордство экономикой было далеко не на высшем уровне.И детали тут не играют роли,всё руководство осуществлялось партийцами ,а не экономистами,или инженерами.... Во вторых говоря огульно о повсеместной замене электроники,вы обязаны это подтвердить фактами,иначе это простое бла-бла -бла.... В третьих именно потому,что на предприятиях ВПК существовала очень строгая дисцплина советское оружие было очень надёжным,что в реальных боевых условиях самое необходимое требование.Да,именно надёжность и уверенность что техника тебя не подведёт самое важное в бою. Как пример нынешнее положение дел,о котором открыто не говорится,но некоторые страны отказались от нашей техники именно по причине ненадёжности.Про падающие космические корабли и спутники даже говорить не буду. И добавлю ещё -вся эта технологическая гонка ,так ли она важна.Сделала ли она людей более счастливыми?Думаю нет.Для жизни человеку не нужны всё новые гаджеты,машины,телевизоры....,тем более ,что в большинстве это лишь видимость.Реально новые и продвинутые технологии появляются не так уж часто.
Владимир Исупов 
К сожалению, разрушать СССР начал еще Хрущёв, отменивший контроль за партийными функционерами, и ломавший страну "через колено". А дисбаланс экономики продолжился после 1976 года, когда Брежнев, после тяжелейших переговоров в Хельсинки об ограничении вооружений заработал подряд два инсульта и управлять страной уже не мог. Его уговорили остаться, а за его спиной все грязные делишки и делались.
владимир шипулин 
Увы,но истоки развала СССР были ещё глубже.Кронштадский мятеж,посмотрите его причины.Позже они разрослись как раковая опухоль,а иммунная система была уничтожена на корню.
Камиль Мусин 
В 1970 году окончил среднюю школу. Поступил на моторостроительный завод в Перми. Поставили на фрезерный станок учеником. Станок был немецким 1938 года! Станков с ЧПУ в цехе было считанное количество. Это насчет "продвинутости" нашей экономики в целом, и ВПК в частности. Насчет стабильности,опять же экономики в целом, и благосостояния простого народа в частности. В конце 70-х с прилавков начало пропадать буквально все. Начиная с мыла, и кончая нитками. Это сейчас, взирая на прошлое, очевидно, что у СССР не было будущего, кто-бы ни был в руководстве. Система оказалась не жизненноспособной. ВПК "выело" все внутренности системы.
владимир шипулин 
Если бы вы внимательно читали,то заметили бы что о некотором моральном устаревании оборудования я говорил.Я сам работал на металлургическом предприятии,так вот на дробилке у нас стоял эл.двигатель "вандерер" 1933г со свастикой на корпусе.А это уже 00 года были.О продвинутости экономике это вы у кого прочитали?Я же говорил что требовалось грамотное управление.Вы смешали свои фантазии с реальной безалаберностью и выдаёте это за истину.Вы ,в корне ,не правильно поняли меня,точнее поняли так,как вам удобнее.У СССР было будущееи очень хорошее,если бы не исключительно партийное руководство и не предатели типа андропов-путин.Просто сравните экономические и промышленные возможности ссср времён войны и послевоенной разрухи и начала перестройки.А теперь подумайте и скажите что помогло выжить тогда и что помешало в перестройку?
Георгий Ситнянский
При чём тут кронштадтский мятеж?
ковалёв александр
весь дефицит продуктов был искусственно создан КГБшниками, жильё строилось гигантскими стройками, по IT технологиям мы были почти вровень с США. статья дерьмо! как и всё пропагандистское сегодня
Михаил Гузовский
При Горбачеве эшелоны с мясом и овощами стояли на путях и гнили, а в стране вводили карточную систему. Один зам.министра (забыл кто) пожаловался Горбачеву на это, и тот через несколько минут его уволил! Горбачев - не неумека, а предатель! Он полностью прогнулся под Запад. Когда он встречался с Маргарет Тэтчер, там его и "завербовали". И с тех пор он начал планомерную работу по развалу вверенной ему великой страны!
саша дияров
Если бы не было пидара Горбачёва - был бы коммунизм
Алексей Михайлин
Не было в СССР "серьезных экономических проблем". НЕ БЫ-ЛО!!! А были некоторые системные недостатки, легко преодолимые. Например, можно было в свое время делать больше туалетной бумаги и какой-нибудь игрательной срани для недалеких граждан. + устранение расхлябанности и разгильдяйства. С этих недостатков, собственно, и начал в свое время Юрий Владимирович, и правильно сделал. На Орловском "Дормаше" при нем за год - ЗА ОДИН ГОД!!! - производительность труда выросла аж на 25% - НА ЧЕТВЕРТЬ!!! - без копейки каких-либо вложений. Развал Союза был икусственным творением Горбачева и его клики, не менее и не более. Просто надо было кому-то мочь открыто пользоваться наворованным, вот и все. Потому что даже при Бреженеве воровать, в общем, удавалось, но стоило разок прокатиться на "Волге", и появлялась насущная необходимость рассказывать в БХСС о том, как эта "Волга" попала к данному пользователю. Не было бы мудёнка-с-пятнышком, были бы мы по объему внутреннего производства впереди современного Китая.
Александр Стародубцев 
Ну да может и было превосходство по внутренним производству, только товаров для населения ни хрена не было. Зачем продукция ВПК в таком количестве, для того что бы нахаляву отдовать? Да лучше товаров больше для народа больше делать.
Алексей Михайлин
Просто некоторая часть народа у нас оказалась склонной к "игрушкам" - настолько, что представителям этой части ничего не стоило наплевать на базовые ценности и поступиться ими ради туалетной бумаги и дешевых магнитол с диодными шкалами. И то, и другое они теперь получили. Полегчало?
Андрей Тавитов
))) Либерман-Андропов, значиЦа, молодЦа? Он и втащил Плешивого, и не только его - всю команду.
Александр Приходька 
Ерунда не требующая внимания
Игорь Иванов 
А я думаю, не было бы Горбачева, жили бы мы и сейчас в СССР... Конечно не в том , который был раньше, а уже в обновленном... и не было бы всех тех проблем постперестроечных... ну может быть было бы что то другое,... но это уже тема другой истории...
Ruslan Ivanov
Можно заметить как к власти постоянно лезет амбициозное шаломное жулье. А где истинные патриоты и профессионалы Родины?. Мудрец говорил: - «помогите таланту , а бездарность сама пробьется». Выстроили вертикаль власти по и под Путина, сменив Ельценских олигархов, на Путинский «друзей» и экономистов-импотентов. А экономистов-профессионалов и патриотов Родины как не было, так и нет…
Владимир Стаканов
" руководители" ? Да ЭТО идеологи , НО НЕ руководители ГОСУДАРСТВА ! А г. Горбачёв - просто ИЗВРАЩЕНЕЦ и место ему было не в руководителях страны , а в уличном БАЛАГАНЕ. Трепло НЕ МОЖЕТ быть лидером страны! В СССР БЫЛИ сильные хозяйственники - ведь экономика ОТДЕЛЬНЫХ регионов РОСЛА (пример- Казахстан под руководством Д.Кунаева). Тот же Андропов МОГ ввести систему типа НЭП (по Ленину) или НЕЧТО, обеспечившим рост ВВП по примеру КНР, МОГ , но не успел....В РОССИИ ТЫСЯЧИ умнейших ЛИДЕРОВ, НО - ПРАВИТЕЛЬСТВО - это бездарный ДАМ и наследные СИДЕЛЬЦЫ - министры с миллионными окладами и МИЛЛИАРДНЫМИ доходами от ЛИЧНОГО бизнеса.... 20 миллионов россиян влачат полунищенское существование, при ЭТОМ РАБОТАЯ!
Eldar Mammadov 
Возможно не знаю многих секретных документов. Но следуя анализу из прессы тех лет, из реальных событий и будучи свидетелем распада СССР - могу сказать следующие : 1. Иностранные державы вели всегда и всюду борьбу за влияние умов в СССР- главная задача - развеять ненависть между народами, подрыв экономики и конечная цель - получение бесконтрольного доступа к природным ресурсам СССР. Люди в счет не брались - погибли бы все жители СССР - иностранцев это вполне устроило бы. 2.Горбачев был взяточником и на него имелся компромат, переданный в иностранные разведки . Фактически он стал агентом (шпионом), который продал свою страну и весь народ. 3.Если бы вместо Горбачева был бы избран другой деятель ,любой деятель, который любил свою страну и свой народ - то СССР процветал бы и сегодня.Не хочу вспоминать ужасы перестройки, период беззакония . 4.Порою в современной России встречаются люди , которые не довольны современными институтами власти. Надо довести до народа - не зависимо от коммунистов , от социалистов,от демократов и т.д. - борьба против России будет вестись всегда. На территории России с давних времен был положен глаз и история показывает ,что всегда у многих было желание завоевать ее. Обидно,что наши предки ,когда дошли до Парижа - не оставили за собой и не присоединили к Руси все те территории по которым прошлись. Это касается и Константинóполя (и в славянских источниках как Царьгрáд) и тех стран ,которые были освобождены в период 2 Мировой войны войсками СССР. 5. В современной России - всем хочется много кушать - аппетиты велики - и поэтому,чтобы страна не развалилась - нужна консолидация народа против коррупции. Уберется коррупция - экономика будет сильной и народ богаче.
Георгий Ситнянский
Печально, что таким м...кам ставят плюсы"...
Андрей Штрыков
Горбатый - конечный пидор, СССР - ВЕЛИКАЯ страна!!!
Евгений Кущенко
Всем доброго дня, хочу от себя написать,я полностью согласен с выводами предыдущих комментаторов, СССР была очень мощная страна, равных ей не было, развалить её кучке западных капиталистов помогли новые партократы, потому что старые не могли или не умели правильно управлять такой мощью, горевать об этом можно долго, но надо жить дальше, в при любом исходе я очень горжусь что был рождён я СССР, и что вкусил кусочек той правильной жизни, когда тебя бесплатно учат, лечат и кормят, потом ты посвящаешь жизнь своей стране работаешь по приобретённой(бесплатно) специальности и уходишь на заслуженный отдых, всё было просто, кто то ранее правильно заметил не было брожения в умах, в заключении хотел бы выразить мысль,что разваливать страну начали сразу после Сталина, если бы на смену Сталину пришёл такой же как Сталин, то к концу прошлого века не СССР развален был, а USA,просто всем надо было пахать дальше, как наши деды, а все хотели воровать, вот и украли СССР сами у себя, всем спасибо
Георгий Ситнянский
Если бы на смену Сталину пришёл такой же, как Сталин, сейчас была бы большая Северная Корея. Если бы вообще была. Ни один тоталитарно-социалистический эксперимент на протяжении 4000 лет (я не оговорился, первый "сталинский" опыт - царство Третей династии Ура в Древней Месопотамии, 2111-2003 до н.э.) не продолжался более 100 - 100 с небольшим лет и неизменно кончался крахом и хорошо если не гибелью страны.
Александр Надеждин 
Статья - заказная! Автор - либер!
Роман Аллахяров
Прочитав статью и комментарии, могу сказать следующее: 1) Не горбачев, так кто-то другой. Партноменклатура иного не пропустила бы. Развал Союза готовился давно и злейшими врагами Советской власти были новые дворяне - партноменклатура 2) Пиетет перед Андроповым у людей какой-то щенячий, без анализа его поступков. Для меня, например, знаковым является факт упразднения именно Андроповым принципа пролетарского интернационализма - одного из краеугольных камней советской идеологии. Именно при Андропове в середине 70-х годов в КГБ в РСФСР, Белоруссиии и Украине стали принимать на службу представителей только трех славянских национальностей и ограниченно в РФ татар, родившихся в России, а остальных рассылать по своим республикам. Неужели найдутся недоумки, которые будут доказывать, что это не подготовка к развалу СССР. Кстати, после того, как Андропов стал генеральным секретарем, то же самое проделали и в МВД. Именно этот факт, а не вытаскивание горбачева из глубинки, высвечивает его деятельность, как одного из той партноменклатурной сволочи, которая готовила и в конце концов произвела развал Союза ССР. 3) Товарищ Сталин боролся за советскую власть как раз с этой самой партноменклатурой, не желавшей расставаться со своим привилегированным положением. Строго говоря, сталинскими можно назвать только репрессии против верхушки зажравшихся партбоссов. Остальное на местах творили именно они, а потом свалили свои преступления на двух грузинов - Сталина и Берию. Я считаю точкой невозврата для СССР убийство Берии. 4) Сравнение с Северной Кореей некорректно, оно сродни недавно прозвучавшей на телевидении фразе:"Мы отстали от Америки в кибернетике из-за Сталина", которая является просто несусветной ахинеей. Казалось бы, сейчас вся информация доступна. Ну прочитай хотя бы в Википедии определение кибернетики. А лучше найди книгу Норберта Винера, где дано это определение, и сразу поймешь полный маразм этой фразы, потому что отстать в науке управления сложными системами, мягко говоря, затруднительно. Господину Ситнянскому не мешало бы разобраться, что представляла собой сталинская МПЭ, а не перепевать хрущевские байки. Кстати, хрущев был самой кровавой сволочью в верхушке СССР в те времена. За 15 лет - время действия Методики Повышения Эффективности Экономики с 1940 по 1955 годы - темпы роста в СССР составляли 30% в год, что не превзойдено никем до сих пор. Японцы, начав применять эту методику, сотворили свое знаменитое японское экономическое чудо с 15% роста. Японские заводы до сих пор увешаны сталинскими лозунгами. 5) Основой любого государства является экономика. При товарище Сталине экономика была здоровой, так как была выстроена система материального стимулирования непосредственного исполнителя. В 1955 году хрущев отменил МПЭ, внедрив под аплодисменты партноменклатуры троцкизм, т.е. работу за идею. Вот он, тот камень преткновения, а вовсе не "плановая экономика", ставшая за последние годы ругательным словом. На Западе тоже вся экономика плановая, но никому не приходит в голову хаять ее за "плановость". Кстати, один из гуру активных продаж, Наполеон Хилл, в своей книге "Думай и богатей" приводил такой пример. В ответ на вопрос вице-президенту IBM о причинах успешности менеджеров по продажам этой знаменитой фирмы тот ответил:"Мы вооружаем свои сотрудников главнм инструментом под названием план". А Вы чуть что :"Северная Корея!" Тоже жупел, как и "плановая экономика".
дмитрий антонов 
А,товарищ Л.И.Брежнев разве не радел за Советскую власть????? Именно меченая тварь горбачев виноват в развале СССР,и получил Нобелевскую премию Мира...и,даже сейчас скрываясь в Германии умудряется еще тявкать -- гореть в аду этой твари..,а как повел бы себя другой человек на его месте--это большой вопрос!!
Владимир Седышев 
Роман, при плановой, социально ориентированной сталинской экономике, без приписок и очковтирательства, при замене конституции, написанной советниками США (надо, чтобы в бюджет шла выручка от продажи ресурсов), верю, что народ России, самоотверженно с песней (нам песня строить и жить помогала), вернёт былое могущество.
Андрей Тавитов
Берия и Сталин не грузины: первый - мегрел, второй - осетин.
Александр Петров 
Когда уже это <чудо> земля приберет?
Максим Мокеев 
Меня всегда настораживали неожиданные "проблемы со здоровьем" предпоследних советских генсеков.
Андрей Тавитов
))) Публикашка-то прохиндейская, с либерастской заковыкой, но без труда заметной.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Каким мог стать СССР в 2019 году, если бы не распался. Цифры и аналитика
Каким мог стать СССР в 2019 году, если бы не распался. Цифры и аналитика
132
Ваши новости 04:01 14 фев 2019
Горбачев призвал Россию прогнуться под Запад "пока не поздно"
Горбачев призвал Россию прогнуться под Запад "пока не поздно"
20
Ваши новости 08:02 12 авг 2017
Советский Союз угробил не Горбачев
Советский Союз угробил не Горбачев
17
Ваши новости 03:02 07 окт 2018
Слова Ельцина Горбачеву перед распадом СССР: «Никуда украинцы не денутся».
Слова Ельцина Горбачеву перед распадом СССР: «Никуда украинцы не денутся».
2
Ваши новости 02:01 27 дек 2017
Горбачев и его последователи запутались в покаяниях
Горбачев и его последователи запутались в покаяниях
0
Ваши новости 15:01 27 май 2018
Просим закрыть фонды горбачева, ельцина, гайдара.
Просим закрыть фонды горбачева, ельцина, гайдара.
24
Ваши новости 17:01 22 дек 2017
Концепт-кары позднего СССР
Концепт-кары позднего СССР
13
Авто-Тема 11:09 16 июн 2018
Роковое 13 января: Кто будет сидеть за Горбачева давно решено
Роковое 13 января: Кто будет сидеть за Горбачева давно решено
7
Ваши новости 00:02 15 янв 2019
Эпоха «застоя» в СССР это миф
Эпоха «застоя» в СССР это миф
61
Ваши новости 13:01 14 июл 2018
СССР, чтобы помнили. Как воровали в СССР.
СССР, чтобы помнили. Как воровали в СССР.
47
Ваши новости 13:02 04 июл 2018
Самые красивые и знаменитые иудейки СССР
Самые красивые и знаменитые иудейки СССР
18
Мужской журнал 14:41 14 фев 2018
«Это форма протеста украинцев против власти»: в Киеве объяснили «феномен Зеленского».
«Это форма протеста украинцев против власти»: в Киеве объяснили «феномен Зеленского».
0
Ваши новости 20:01 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства